Слова > образные слова >тропы

Н.В.Гоголь писал:
«Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово…»

 

Вдумайтесь в эту замечательную мысль: ведь писателя восхищает метко сказанное слово, именно оно замашисто и бойко, оно «вырывается из-под самого сердца»…
Гоголь восхищался эмоциональной, образной речью, которая не оставляет равнодушным ни слушателя, ни читателя.

 

В языке художественной литературы образность речи получает наиболее полное проявление.
 

 

В чём же особенность использования богатств языка писателями?
Как удаётся им достичь живости, наглядности, красочности описаний?

 

Образность речи достигается благодаря употреблению слов в переносном значении.

 

Например, К.Паустовский описывает грозу:

 

Грозовая туча курилась пепельным дымом и быстро опускалась к земле. Вся она была однообразного аспидного цвета. Но каждая вспышка молнии открывала в ней желтоватые зловещие смерчи, синие пещеры и извилистые трещины, освещённые изнутри розовым мутным огнём. Пронзительный блеск молний сменялся в глубине тучи полыханием медного пламени. А ближе к земле, между тучей и лесами, уже опустились полосы проливного дождя.

Выделенные слова, выступающие в образных значениях, помогают нам представить картину грозы.

 

Курились пепельным дымом
Аспидного цвета
Желтоватые зловещие смерчи
Синие пещеры
Извилистые трещины, освещённые изнутри розовым мутным огнём
Пронзительный блеск
Полыханием медного пламени
Опустились полосы


Слова, используемые писателем в переносном значении, называются ТРОПАМИ (от греческого ТРОПОС - «ОБРАЗ, ПОВОРОТ, ОБОРОТ»).

Тропы нужны художнику слова для наглядности изображения тех или иных предметов, явлений.

 

Иногда неправильно считают, что к тропам обращаются лишь при изображении необычных, исключительных картин.

 

Тропы могут быть ярким средством и реалистических описаний, лишённых романтического ореола.

 

Например, у М.Горького:
 

Бескровные лица, угасшие глаза, усталые голоса – тусклая безучастность холодного вечера осени…

 

В таких случаях самые обыкновенные слова приобретают большую выразительную силу.

 

Тропы могут живописать и явления неэстетические, вызывающие отрицательную оценку читателя.

 

Например:

 

Голова у Ивана Ивановича похожа на редьку хвостом вниз; голова Ивана Никифоровича – на редьку  хвостом вверх (Н.В.Гоголь).

 

Для стилистической оценки тропов важна не их условная «красивость», а их органичность в тексте, обусловленность содержанием произведения.

В то же время важно заметить, что в художественной речи используется  своеобразный стилистический приём, когда писатель намеренно отказывается от тропов и употребляет все слова только в их точных значениях.

 

Например, А.С.Пушкин в романе «Евгений Онегин» не употребляет тропов в таком описании:

 

Был вечер. Небо меркло. Воды струились тихо. Жук жужжал…

 

Единственным выразительным средством речи в этом отрывке является звукоподражание: в последнем словосочетании слышится ж-ж-ж.
Но можно ли отказать в художественности в такой зарисовке? Безусловно, нет!

 

А вот другой пример – из прозы. Вы не помните, как Тимка прощался со своими любимыми птицами в повести А.Гайдара «Школа»? Вот этот эпизод:

 

Птиц он своих распустил. – Всех.… Все разлетелись, - говорил Тимка. – И малиновка, и синицы, и щеглы, и чиж. Я, Борька, знаешь, больше всего чижа любил. Он у меня совсем ручной был. Я открыл дверку клетки, а он не вылетает. Я шугнул его палочкой.… Взметнулся он на ветку тополя да как запоёт, как запоёт!.. Я сел под дерево, клетку на сучок повесил… Долго сидел, думал, потом встаю, хочу взять клетку. Гляжу, а на ней мой чижик сидит. Спустился, значит, сел и не хочет улетать. И мне вдруг так жалко всего стало, что я… Я чуть не заплакал, Борька.

 

Разве этот рассказ не волнует нас, хотя в нём и нет тропов?
Отсутствие тропов в речи ещё не свидетельствует о её бедности, невыразительности.

 

Всё зависит от мастерства писателя. Здесь условием мастерства является наблюдательность автора, его умение подчеркнуть характерные детали, точность словоупотребления, эмоциональность лексики.

 

В речи же насыщенной тропами, мастерство писателя проявляется в искусной метафоризации, в привлечении разнообразных стилистических приёмов для создания ярких художественных образов.

 

Стилистика образной речи более сложна, она требует глубокого и разностороннего изучения.

 

Как же используются тропы? Писатели обращаются к ним в пейзажных зарисовках:

 

Тёплый бархат ночи богато расшит, украшен голубым серебром огней…(М.Горький).

 

В сентябре начинается листопад. Страна бывает покрыта золотом и синевой. Тихие дожди листвы шуршат под холодным солнцем (К.Паустовский).

 

Тропы помогают несколькими штрихами нарисовать портрет человека, подчеркнув его индивидуальные, неповторимые черты.

 

Например, как лаконично и точно характеризовал А.С.Пушкин светских щеголей:

 

Весь спрятан в галстук,
Фрак до пят,
Дискант, усы и мутный взгляд;
Румян, как вербный херувим,
Затянут, нем и недвижим.

Не следует думать, что чем больше используется образных средств, тем ярче будут нарисованные картины.

 

В иных случаях предмет описания требует экономии речевых красок, особой строгости их применения.

 

Несмотря на то, что все писатели применяют одни и те же стилистические приёмы усиления выразительности речи, поэтические образы у них всегда оригинальны, самобытны.

 

Например, И.С.Никитин о небе сказал:

 

Под большим шатром голубых небес
Вижу даль степей зеленеется…

 

У А.А.Фета оно рождает совсем иные ассоциации:

 

За мглой ветвей синеют неба своды,
Как дымкою подёрнуты слегка,
И, как мечты почиющей природы,
Волнистые проходят облака.

 

Другие художественные образы положены в основу изображения неба у Н.А.Некрасова:

 

Весной, что внуки малые,
С румяным солнцем-дедушкой
Играют облака…
Из небольших, разорванных,
Весёлых облачков
Смеётся солнце красное,
Как девка из снопов.

 

У раннего С.Есенина есть образ:

 

Алый мрак в небесной черни
Начертил пожаром грань,

 

а в расцвете своего мастерства поэт написал:

 

Небо как колокол, месяц – язык…

 

Ещё его слова:

 

На небесном синем блюдце
Жёлтых туч медовых дум

Или:

 

Ситец неба такой голубой.

 

Краски для образной речи неистощимы, как и творческая фантазия художников слова.


Если же образное словоупотребление начинает повторяться и те или иные тропы становятся привычными, они могут закрепиться в языке как новые значения слова (время летит, вихрь событий, военная гроза) или стать фразеологизмами (совесть заговорила, свернуться калачиком, как две капли воды).

 

Такие тропы называются общеязыковыми в отличие от авторских.

 

В таких тропах прямое значение слов стирается, а иногда и утрачивается совсем. Их употребление в речи не рождает в нашем представлении художественного образа, и поэтому они малоинтересны в стилистическом отношении.

 

А бывают и такие «тропы», употребление которых стилистически нежелательно, потому что они не только не создают образа, но и обесцвечивают слог, делают язык бедным, невыразительным. В таких случаях говорят уже не о тропах, а о речевых штампах.

 

Например,

 

«Белая страда», «Белые спартакиады», «белые рельсы», «голубой патруль», «зелёной жатвой» и т.п.

 

С такими речевыми штампами стилистика ведёт борьбу.

 

Штампованные образы нередки и в сочинениях учеников. Здесь почему-то всякого героя стараются определить как «выходца» из той или иной среды: «Онегин, Печорин – выходцы из дворянской среды; Базаров – выходец из народа. Но почему все они «выходцы»? Куда они вышли? Вы не задумывались над этим?

 

Не меньшее зло – это штампованные выражения, призванные отразить противоборство различных идеологий, классовых врагов:

 

«принадлежат к числу борцов», «является борцом», «вступил в ряды борцов», «ведёт борьбу с пережитками»

 

Сама природа тропов как слов, которые употребляются в необычном для них, новом значении, не терпит штампов.

 

Поэтому не учитесь повторять кем-то придуманные образные выражения, ими вы не обогатите свой стиль.
Создание тропов требует творчества, и только творчества.

 

 

Дальше

 

 

 

(Учебник для абитуриентов Д.Э.Розенталь, И.Б.Голуб 2005)

 

>>>> Справа "Отражение фантазий" Картина настроения. Полотно можно переворачивать, меняя общее настроение произведения. При этом положение слов в верхней части картины всегда будет правильным, а в нижней, перевернутым.